Новая сакральная архитектура. Специалисты QPRO рассказали о световом решении храма равноапостольного великого князя Владимира в Тушине.

Храм в Тушино, СПИЧ + QPRO

О проекте

Участок, отведенный под строительство музейно-храмового центра, расположен вдоль проектируемого проезда между жилым районом «Тушино 2018» и набережной Москвы-реки. Композиционно-планировочное решение храмового комплекса задано осью восток-запад, вдоль которой расположились главный вход на территорию и звонница, храм и музей.

Архитектура комплекса отсылает к традициям Владимиро-Суздальского зодчества, формируя ансамбль с запоминающимся силуэтом вдоль Москвы-реки.

Концепция светового решения и реализация

В основу концепции светового решения легла идея создать особый образ здания в темное время суток: сформировать эмоциональное восприятие сакрального через внешний облик, подчеркнув с помощью света чистоту и легкость архитектуры. С помощью архитектурного освещения было решено создать образ словно парящего над землей здания, устремленного белоснежным фасадом в золотых лучах ввысь над темной землей. 

Стилобатную часть, в которой располагается воскресная школа, отделанную серыми плитами, было решено не выделять светом. В сумерках эта часть кажется еще темнее на контрасте с верхними подсвеченными ярусами белого цвета. Создается ощущение, будто здание приподнято над землей. Такой прием делает его «возвышенным» над всем мирским, но в то же время сохраняет связь между землей и небом через освещение входной группы.

Ярус гульбища опоясывает мозаичное панно. В боковых нишах, обрамляющих северный портал, изображены святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский; в нишах, обрамляющих южный портал, – святые страстотерпцы Борис и Глеб с одной стороны и святой благоверный князь Андрей Боголюбский с другой стороны. Уникальная «галерея», посвященная тысячелетней истории христианства в России, видна как с прилегающей территории храма, так и доступна для ближайшего рассмотрения с гульбища. Мозаичные панно заглублены в аркатурный пояс и каждое из них подсвечено встроенными в пол линейными светильниками. В темное время суток кажется, будто мозаика оживает, переливаясь разными оттенками и золотом. Благодаря оптике световых приборов свет выделяет плоскость мозаичного панно и края аркатурного фриза, подчеркивая вертикаль яруса. Отраженный свет создает достаточный уровень освещенности на полу для комфортного и безопасного перемещения. Порталы также освещаются линейными светильниками, установленными в пол.

Основные объемы здания формируют прясла с закомарами и кокошники. Для освещения этих вертикальных плоскостей были выбраны прожекторы заливающего света разной мощности, в соответствии с размерами каждого яруса. Благодаря сочетанию освещенных плоскостей и теней, в темное время суток здание сохраняет визуальный объем и не кажется плоским. Барабан с щелевидными окнами и место его соединения с куполом, выделены светом с помощью миниатюрных прожекторов, образуя в точке перехода подсвеченное кольцо, а на золотом куполе мягкие блики.

Для белоснежного фасада храма с фактурным растительным орнаментом, были выбраны светильники с нейтрально-белой цветовой температурой. Они лучше всего подчеркивают белый оттенок отделки, а также отражающие элементы мозаики, декоративное оформление порталов и золото купола. Фасад здания декорирован растительным орнаментом, и он отчетливо читается как днем, так и в темное время суток, благодаря архитектурной подсветке, формирующей светотеневой рисунок.

Освещение ландшафта

Вокруг храма организована круглая площадь с прогулочной зоной. Вечером минималистичные светодиодные опоры освещения обеспечивают нормированный уровень освещенности для комфортного перемещения вокруг храма. Между храмом и культурно-выставочным центром разместилась благоустроенная площадь с озеленением и местами для отдыха для горожан. Здесь основные пути транзита также освещаются светильниками на опорах с теплым белым светом, в то время как центре зоны, где размещены скамейки, световые приборы не установлены, оставляя отдыхающих в более камерной уединенной атмосфере.

Храмовый комплекс с парковой зоной на берегу Москвы-реки, разместившийся не территории бывшего аэродрома Тушино, уже стал любимым местом отдыха не только жителей нового микрорайона, но и горожан из других районов столицы, а также культурным и духовным центром нового района на Волоколамском шоссе.

Архитектура: СПИЧ
Авторы: Сергей Чобан, Игорь Членов, Антон Болдырев
Светодизайн: QPRO 
Площадь: 6157,2 м2
Площадь участка: 2,14 га
Адрес: Волоколамское шоссе, вл. 67, Покровское-Стрешнево
Год: 2023