Архитектор Ольга Трейвас о новой работе для бренда Archipélago — журнальном столе 23° – 46° Sao Paulo и любимых маршрутах в Сан-Палу для вдохновения.
Ольга Трейвас о 23° – 46° Sao Paulo: «Построение любого объекта в архитектуре и дизайне начинается с трехмерной сетки. Но сетка — не только архитектурное понятие: это еще и протосистема для создания элементарных, прикладных вещей, например, ручного плетения или же вышивки.
В столе для ARCHIPÉLAGO объединились рациональные принципы модернистской школы архитектуры Сан-Паулу и моя любовь к ремесленным техникам. Это своего рода возвращение к истокам, попытка отбросить все лишнее. «Плетение» стола выполнено из дерева — материала первичного и общего для многих культур. Перекрестия «нитей» столешницы выделены разноцветным шпоном. Шахматный рисунок — отсылка к сетке —прерывают ножки подстолья, зафиксированные кожаными ремешками, традиционным видом крепления для бразильской мебели. Эта сбивка узора вместе с запрограммированными пустотами превращает предмет в головоломку, которую не терпится разгадать».
Гид по Сан-Паулу от Ольги Трейвас
1) Sesc Pompeia
Здание культурного центра — особенный случай, когда реконструкция может стать визитной карточкой архитектора. Его автор Лина Бо Барди настояла на сохранении, а не разрушении бывшего завода. К тому же, она смогла сделать его точкой притяжения района: огромное здание органично связано с окружением благодаря включению в его нарратив соседних улиц, а также русла реки, закрытого деревянным настилом.
Попасть на верхние этажи бетонной башни невозможно без карточки клуба, но охранник иногда отходит со своего поста:)
2) Pavilhão da Bienal
Огромный павильон биеннале в парке Ибирапуэра был построен в 1957 году, но до сих пор поражает своей футуристичностью. Оскар Нимейер, противник острых углов и ярчайший представитель направления Carioca, более характерного для Рио, связал экспозиционные пространства лентой пандусов. Прием с пандусом, использованный в музее Гугенхайма, здесь переработан в еще более интригующую динамику. С момента завершения строительства здесь проходит Биеннале искусства Сан-Паулу — наряду с Венецианской биеннале это один из старейших смотров искусства в мире.
3) Instituto Casa Vilanova Artigas (ICVA)
Собственный дом архитектора Жуау Батисты Вилановы-Артигоса является примером архитектуры так называемой Escola Paulista — группы бразильских архитекторов середины XX столетия. 1949 год, но брутализм, еще не оформившийся в отдельное направление в остальном мире, уже присутствует в некоторых его деталях. Место интересно еще и тем, что на участке находятся сразу два дома Вилановы-Артигоса. Первый, построенный в 1942 году, сильно подражает работам американских модернистов, но второй уже выявляет черты самого архитектора: можно наглядно проследить за его развитием. В доме работает кафе, поэтому туда можно зайти без труда.
4) MASP Museu de Arte de São Paulo Assis Chateaubriand
Еще одна работа Лины Бо Барди, художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана. Массивное и вместе с тем легкое здание, подхваченное восьмиметровыми опорами, открыто навстречу городу: пространство под музеем используется для проведения мероприятий. Отдельная история — развеска работ на стеклянных мольбертах: кажется, будто они парят в воздухе. Находясь внутри вы удивитесь, но здание на красных ножках — это лишь вершина айcберга!
5) Copan No Coração de SP
S-образный небоскреб Копан Оскара Нимейера — архитектурное воплощение Сан-Паулу. Здесь всегда кипит жизнь: на первых этажах находятся более 70 магазинов, кафе и ресторанов, еще часть занята офисами — небоскребу даже присвоили свой собственный индекс. Интересны и его детали: козырьки от солнца, опоясывающие каждый этаж здания и винтовые пожарные лестницы. Небоскреб до сих пор жилой, а некоторые квартиры можно арендовать через Airbnb. Если окажетесь рядом, не забудьте подняться на крышу, отсюда открывается один из лучших видов на город. Но за своей сумкой тут тоже лучше посматривать
6) Museu Brasileiro da Escultura e Ecologia
Музей скульптуры и экологии расположен в квартале Jardim Europa («Европейских садах»), элитном районе города. На этом месте мог быть построен огромный торговый центр, но этим планам помешало сообщество района (SAJEP) и музейное сообщество (SAM). Архитектором музея стал Паулу Мендес да Роша, один из участников группы Escola Paulista (в противовес Carioca – адептов прямых линий и правильной геометрии), обладатель Притцкеровской премии. Здание полностью оправдывает свое предназначение: постройка уже скульптура сама по себе. Музей частично утоплен в землю, поэтому с улицы можно рассмотреть лишь 60-метровую бетонную плиту, но вблизи он раскрывается сложным лабиринтом пандусов и поручней, ведущим в самое сердце этого удивительного пространства.
7) Instituto Bardi / Casa de Vidro
Собственный дом Лины Бо Барди вызывает ассоциации со знаменитым домом Эдит Фарнсуорт Миса ван дер Роэ. Неудивительно, потому что здания — почти ровесники. Тем не менее, стеклянный дом Бо Барди гораздо гуманнее к своим жителям и гостям: в отличие от расположенного на равнине дома Фарнсуорт, он приподнят над землей с помощью колонн и надежно скрыт от чужих глаз тропическим лесом. Мне нравится, как зелень становится частью этого пространства — в этом синтезе архитектуры и окружающего мира и заключается главный мотив работ Лины. Сегодня в этом здании находится музей архитектора, так что дом доступен для осмотра по пятницам и выходным дням.
8) Architecture and Urbanism College, University of São Paulo
Здание факультета архитектуры и урбанистики было построено основателями факультета, архитекторами Жуау Батистой Вилановой-Артигосом и Карлосом Каскальди. Эта работа Вилановы-Артигоса олицетворяет собой его преподавательский метод — он видел образовательный процесс архитектора как лабораторию, в которой свободно переплетаются разные дисциплины, технические и гуманитарные. У здания нет входной двери: в его интерьер вливается огибающая постройку пешеходная дорога, которая плавно трансформируется в пандус. Пандус связывает между собой аудитории, мастерские, библиотеку — студенты могут отделиться от этого основного русла и выбрать то, что им по душе. Они снова объединяются в центре цокольного этажа — на внутренней площади факультета проходят мероприятия, просмотры и защиты проектов.
9) Centro Cultural São Paulo — CCSP
Культурный центр Сан-Паулу объединил в себе библиотеку, выставочные залы, театр, концертную площадку и кинотеатр. Сооружение находится на склоне, недалеко от важного транспортного узла города. Центр и сам в какой-то степени транспортный узел: у него есть своя внутренняя улица, от которой ответвляются помещения-функции здания.
10) Cemitério São Paulo
Некрополь Сан-Паулу напоминает музей скульптуры под открытым небом. Надгробия работы бразильских скульпторов Виктора Брешерета и Галилео Эмендабили, автора Обелиска Сан Пауло — образцы мемориальной скульптуры XX века. В них причудливо переплелись привнесенные извне традиции ар-нуво, скульптура модернизма и местный фольклор.
11) Centro Cultural FIESP
Культурный центр федерации индустрий Сан-Паулу спроектировал архитектор Рино Леви. Долгое время здание стояло в запустении, пока Паулу Мендес да Роша не приступил к работе над реконструкцией. Усеченная пирамида была облегчена архитектором — часть цокольного этажа открыли навстречу улице, что сделало строение более доступным и радушным.
12) Museu de Arte Contemporânea
Один из самых крупных музеев в Бразилии с отличной коллекцией — здесь хранятся работы Пабло Пикассо, Хуана Миро, Амадео Модильяни, Василия Кандинского, Умберто Боччони. Собрание было передано университету Сан-Паулу основателем МАМ (Museu de Arte Moderna de São Paulo) Чичилло Матараццо: часть музея расположена прямо в университетском кампусе.
13) Japan House São Paulo
В «Японский доме» до реконструкции Кенго Кумы находился банк. Кума добавил зданию легкий фальшфасад-сетку из кипариса и труб: их переплетения напоминают «леса» — реальные и строительные. Дом находится на деловой улице Сан-Паулу, застроенной небоскребами-стекляшками — деревянная и тактильная работа Кенго Кумы вносит в этот ландшафт приятный контраст. Внутри есть симпатичное кафе, библиотека и несколько компактных выставочных залов.
14) Oca Ibirapuera
Павильон Оскара Нимейера в парке Ибирапуэра был назван «ока» в честь традиционного жилища индейцев Бразилии. Но большинству он напоминает летающую тарелку.
15) Auditório Ibirapuera Oscar Niemeyer
Концертный зал парка Ибирапуэры был задуман Оскаром Нимейером еще в 1950-е годы, но реализовать его архитектор смог лишь в 2000-х. Алый козырек-язык получил название labareda — пламя, отсылающее к знамени Сан-Паулу. Автор — скульптор японского происхождения Томиэ Отаке, еще одна знаменитая женщина-эмигрант в художественном сообществе Сан-Паулу. Стена концертного зала может опускаться, превращая все пространство парка в сцену.
16) MAM Museu de Arte Moderna de São Paulo
Один из главных музеев Сан-Паулу находится в парке Ибирапуэра. Здание, построенное Оскаром Нимейером, перестраивала для нового предназначения уже Лина Бо Барди — можно ли представить более звездную коллективную работу?
17) Pinacoteca de São Paulo
Мне всегда был интересен прием обнажения конструкции в исторических зданиях. Это радикальный способ, но он позволяет выявить техническую историю постройки, которая порой глубже и интереснее, чем наслоения декора. В Сан-Паулу есть подобный пример. В 2000-е годыПаулу Мендес да Роша «раздел» здание Пинакотеки XIX века до кирпичной кладки — результат действительно интригующий.
18) Hotel Unique
Заказчик отеля сказал архитектору Руй Отакэ, сыну знаменитой художницы Томиэ Отакэ, что хочет построить новую достопримечательность города. Проект полностью ответил на этот вопрос: корабль с круглыми окнами-иллюминаторами диаметром почти в 2 метра выделяется даже среди выразительной архитектуры Сан-Паулу. 25-метровая стена поддерживает ковчег, образуя вывернутую наизнанку арку: обрамленная пустота между ними — одна из самых интересных деталей комплекса. Ну и красный бассейн, конечно, тоже. Возможно вы пересмотрите свое отношение к постмодернизму!
19) Memorial da América Latina, São Paulo
Самая запоминающаяся деталь мемориального комплекса — ладонь с раскрытыми пальцами — также была спроектирована архитектором парка Оскаром Нимейером. Алый силуэт Южной Америки символизирует память о жертвах завоевания Латинской Америки, ее коренном населении.
20) Casa Modernista (Rua Santa Cruz)
Один из первых модернистских домов в Бразилии построен архитектором Грегори Варшавчиком — бразильским архитектором украинского происхождения. Это архитектор с удивительной биографией: Варшавчик учился в Одессе, потом — в Риме у Марчелло Пьячентини, одного из идеологов архитектуры новеченто режима Бенито Муссолини, а после переезда в Бразилию основал свое бюро вместе с Лусио Коста. Кстати, одним из сотрудников бюро в 1930-е годы был молодой архитектор Оскар Нимейер.