Архитектурное бюро ХОРА об «Архитектуре духа» и фестивале «Открытый город».
«Безнадежное дело — единственное, за которое стоит бороться», — говорил Уинстон Черчилль. Мы бы добавили к этому «… и делать это вдумчиво и искренне».

Участие в этом году в воркшопе «Открытого города» с непростым брифом «Архитектура духа» и еще более непростым кейсом Текутьевского кладбища сочетало в себе и желание опробовать наш педагогический метод в коротком формате, и поработать с темой, с которой чаще всего предпочитают не работать. Трудно, вязко, неудобно — безнадежно. 

Мы отдаем себе отчет в том, что проектные разработки участников, их размышления и инсайты — это начало длинного и сложного разговора о принятии городом того факта, что кладбище — это его изнанка, неотъемлемая часть, исторически и генетически его определяющая. И самым деликатным и уместным способом взаимодействовать с этим пространством является его открытие для живущих сейчас и для будущих поколений горожан. 

Только через поддержку формирования собственного видения и позиции у молодых архитекторов и урбанистов (участников воркшопа), порождение чувства авторства и ответственности за предлагаемые решения появляется уверенность в том, что начатый разговор будет продолжен. А значит, со временем, реализуются проекты, нормативные и законодательные правила будут уточнятся и адаптироваться под новые реалии, изменятся установки и отношение общества. 

Участники воркшопа вместе с кураторами бюро ХОРА исследовали сюжет «городского кладбища» используя оптику феноменологического подхода. Задача — реализация концепта памяти в городе: от воспоминаний и припоминаний до мест проработки травматического опыта горожан, «растабуирование» кладбища, примирение пространства памяти с физическим пространством города. Участники воркшопа попытались посмотреть на пространство кладбища как на живую городскую ткань, в которой нашли отражение история города, сменявшиеся эпохи, ценности и культура нескольких поколений, и сфокусироваться на настоящем и будущем этого пространства для живущих в городе людей и будущих поколений горожан. 

Опираясь на предварительный анализ исторического и социокультурного контекста, а также на примеры и опыт интеграции кладбища в городскую среду, было предложено концептуальное видение преобразования пространства, в котором будут учтены многослойность и многообразие составных его частей, уместное включение городских маршрутов, природно-ландшафтные состояния, места «памяти» и «чувство истории».