Изучили интерьер нового офиса продаж дома FORUM от MR Group (хотим там жить!), спроектированного бюро STUDIO APAA, и составили идеальный вишлист из предметов, по которым можно изучать историю дизайна и немного — современного искусства.

Офис продаж дома Forum от MR Group

PP 225 Flag Halyard Chair / PP Möbler, 1950
Автор: Ханс Вегнер

PP 225, известное как Flag Halyard Chair, — это икона современного дизайна, созданная датчанином Хансом Вегнером в 1950 году. Кресло-шезлонг является воплощением творческой свободы и мастерства, смешивая строгую утилитарность и непривычную для Скандинавии роскошь. Конструкция выполнена из нержавеющей стали, оплетена 240 метрами каната и дополнена мягким мехом.  

Идея кресла родилась летом во время каникул на пляже: пока дети были в воде Вегнер, раскапывая песок, пытался создать форму идеального шезлонга. Несмотря на футуристический внешний вид, эта модель стала результатом простого и непосредственного поиска, что делает ее особенно значимой. Каждый элемент PP 225 демонстрирует выдающийся уровень ремесленной работы. Нержавеющая сталь, создающая надежную основу, переплетается с канатом, обеспечивая идеальную эргономику, а овчина добавляет ощущение уюта.  

Особое внимание к деталям делает это кресло центром притяжения взглядов, где бы оно ни находилось. Геометрически чистый дизайн и уникальный подход Вегнера к материалам — причина, по которой модель до сих пор не теряет своей актуальности. По словам дизайнера, он стремился создавать мебель, которая не только красива, но и максимально понятна, что делает PP 225 образцом функционального искусства.  

PP 225 Flag Halyard Chair / PP Möbler, 1950

Настольная лампа Spider 291 / Oluce, 1965
Автор: Джо Коломбо 

Лампа Spider 291, созданная Джо Коломбо для Oluce в 1965 году, — это икона дизайна, которая продолжает вдохновлять спустя десятилетия. Удостоенная престижной премии Compasso d’Oro в 1967 году, она иллюстрирует революционный подход Коломбо к созданию предметов для повседневной  жизни.  

Настольная лампа Spider 291 / Oluce, Джо Коломбо
 

Коломбо, известный своими экспериментами с модульной мебелью, подошел к проектированию Spider 291 как художник (изучал живопись и скульптуру в Академии Брера) и изобретатель. Уникальная конструкция лампы, включающая регулируемый алюминиевый рефлектор и металлическую стойку, позволяет направлять свет в разных направлениях, создавая функциональный и эстетически выразительный объект. Джо Коломбо считал, что дизайн должен быть адаптивным и независимым от архитектурной среды. Spider 291 воплощает этот принцип, являясь не просто источником света, но и символом футуристического видения жизни. Она стала частью постоянных коллекций музеев в Мюнхене, Филадельфии и Дюссельдорфе, закрепив за собой статус культового объекта середины XX века.  

Вдохновленный эпохой 1960-х с ее устремлением в будущее, Коломбо стремился создавать объекты, которые опережают время, переосмысляя традиционные формы и функции. Один из самых известных объектов дизайнера, который, увы, слишком рано ушел из жизни, — собственные апартаменты в Милане с модульной мебелью. Материал в журнале Domus со съемкой из квартиры Коломбо вышла под заголовком Milan: the VIP home of a VIP designer. Среди предметов, останавливающих на себе внимание, кровать-кабриолет с опускающейся «крышей», встроенным климат-контролем, пепельницей и другими важными для 1970-х технологическими гаджетами.

Светильник Akari 1A / Vitra, 1951
Автор: Исаму Ногучи

Akari 1A — не просто светильник, а воплощение философии Исаму Ногучи, японско-американского дизайнера и художника, стремившегося стереть границы между искусством и повседневностью. Впервые созданные в 1951 году, световые скульптуры Akari стали революцией в мире освещения. Название происходит от японского слова «акари», которое означает свет и легкость, что идеально отражает их суть.  

Светильник Akari 1A / Vitra, 1951, Исаму Ногучи

История Akari берет начало в японском городе Гифу, где Ногучи увидел традиционные бумажные фонари «тётин», используемые на праздниках. Они изготавливались из прочной бумаги васи из коры тутового дерева, однако в послевоенный период ремесло фонарей стало угасать. По просьбе мэра Гифу Ногучи взялся за задачу обновления дизайна и вдохнул в эту традицию новую жизнь.  Одним из ключевых нововведений стало использование электрических ламп вместо свечей, что сделало Akari современными, сохранив при этом их эстетическую легкость. Ногучи также акцентировал внимание на складной конструкции фонарей, позволяя легко упаковывать их для транспортировки.  

Материал играл центральную роль в его замысле. Бумага васи не только отличалась прочностью, но и позволяла экспериментировать с формами. От традиционных ребристых поверхностей до хаотичных «спиральных» конструкций — каждая модель создавала уникальную игру света. 

В своей философии Ногучи рассматривал Akari не как просто источник света, а как сущность, которая преобразует пространство, делает его живым. В 1986 году, представляя США на Венецианской биеннале, он разместил Akari в центре своей экспозиции, несмотря на критику. Для него это было воплощение идеи, что искусство может быть частью повседневной жизни. Сегодня, спустя более 30 лет после его смерти, Akari остаются в производстве, сохраняя свою актуальность. Эти светильники — не просто объект дизайна, а выражение уникального видения Ногучи: сочетания традиции, функциональности и чистой эстетики.

Кресло Indochine / Cassina, 1943
Автор: Шарлотта Перриан  

Созданное в 1943 году, кресло Indochine Шарлотты Перриан стало символом адаптивности и утонченности. Работая во Вьетнаме во время Второй мировой войны, Перриан использовала доступные материалы и традиционные ремесленные методы. Она заменила металл, характерный для предыдущей модели LC7 (названный так по инициалам Ле Корбюзье, основателя студии, где работала Перриан), на дерево, что отразило гибкость дизайнера в условиях ограничений.  

Кресло Indochine / Cassina, 1943, Шарлотта Перриан  

Эстетика Indochine — это гармония округлых форм и тактильной теплоты дерева. В кресле ощущается внимание к локальным традициям: от тщательно обработанных деталей до сбалансированного сочетания форм и текстур. Перриан часто говорила, что дизайн должен быть тесно связан с культурным контекстом и средой, что сделало Indochine культовым объектом коллекционного дизайна, встречающимся в интерьерах по всему миру.  

Перриан была выдающимся дизайнером, чье влияние выходит за рамки эпохи. Ее имя вновь стало широко известно в 2000-х годах благодаря ряду крупных выставок, включая ретроспективу в Fondation Louis Vuitton. Это событие позволило заново открыть работы Перриан, которые, несмотря на их историческую ценность, долго оставались в тени ее более известных коллег-мужчин, таких как Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. Перриан была не только новатором в области функциональной мебели, но и активным сторонником интеграции искусства в повседневную жизнь. Она активно использовала такие материалы, как сталь и стекло, но при этом всегда стремилась к минимализму и гармонии с природой. Один из самых масштабных ее проектов – курорт Les Arcs во Французских Альпах.

Кресло Indochine / Cassina, Шарлотта Перриан  
Кресло Indochine / Cassina, 1943

Floatation / Ingo Maurer, 1980
Автор: Инго Маурер  

Люстра Floatation, разработанная немецким дизайнером Инго Маурером в 1980 году, сочетает японскую бумагу и металлическую основу в уникальной композиции. Этот светильник словно парит в пространстве благодаря легкости своих материалов. Три абажура из бумаги васи создают мягкий и рассеянный свет, который идеально подходит для любого пространства.

Маурер, известный как «поэт света», использовал Floatation для переосмысления света как эстетической категории. Светильник не только функционален, но и вызывает эмоции: она создает атмосферу невесомости и тепла. Ее универсальность подчеркивает регулируемая высота, позволяющая легко адаптировать светильник к интерьеру.  

Еще один предмет из «бумажной» коллекции Маурера в этом интерьер — настольная лампа с забавным названием Lampampe, хрупкость которой очень созвучна настоящему времени.

Floatation / Ingo Maurer, Инго Маурер 

Кофеварка La Conica / Alessi, 1982
Автор: Альдо Росси 

Кофеварка La Conica, созданная Альдо Росси для Alessi в 1982 году, является ярким примером синтеза архитектуры и предметного дизайна. Росси, один из ведущих мастеров неорационализма, использовал архитектурные принципы для создания бытовых объектов, превращая привычные домашние ритуалы в эстетический опыт. Цилиндрическое основание и коническая крышка La Conica отсылают к классическим геометрическим формам и напоминают знаменитый Il Teatro del Mondo — плавучий театр, созданный Росси для Венецианской биеннале 1980 года.  

Важнейшей частью процесса проектирования для архитектора было рисование. Его эскизы для La Conica раскрывают увлечение чистотой геометрических форм. Он описывал крышку кофеварки как «правильный конус», основанный на строгих математических расчетах. Именно это внимание к форме делает La Conica культовым объектом — миниатюрной башней, которая придает процессу приготовления кофе элемент архитектурной медитации.  

Сотрудничество Альдо Росси с Alessi стало важной вехой в истории дизайна, разрушившей границы между функциональностью и искусством. Его объекты не просто утилитарны; они несут в себе память, эмоции и философию. По словам Альберто Алесси, La Conica является одним из самых «поэтичных» продуктов компании, соединяя искусство, историю и повседневную жизнь. Сегодня La Conica — культовый предмет, представленный в коллекциях ведущих музеев, таких как Triennale Milano и Музей Виктории и Альберта в Лондоне.

Кофеварка La Conica / Alessi, 1982
Автор: Альдо Росси 

Картина из серии «Числа», 2024
Автор: Наталия Таранцова

Cерия картин «Числа» — пример абстрактной живописи, в котором каждое полотно исследует связь между текстурой, цветом и числовыми обозначениями. Художница Наталия Таранцова использует геометрические формы, окруженные грубыми, импасто штрихами кисти, чтобы создать фокусное изображение числа, которое, кажется, плавает на поверхности или врезается в фон. Использование шрифта, напоминающего печатную машинку, для нанесения чисел придает работам ощущение аналоговости. Этот выбор может символизировать вечную актуальность чисел, их неизменную значимость в различных эпохах и культурах. 

Развитие цвета в серии «Числа» от разнообразных оттенков к монохромной палитре подчеркивает сосредоточенность на форме и смысле, отводя на второй план эмоциональный отклик, вызванный цветом, и предоставляя зрителю пространство для личных ощущений. Крупные полотна с монохромными числами становятся почти медитативными объектами, приглашая к интерпретации значений каждого изображенного числа. В работе используются текстурная паста, акрил и лак.

Картина из серии «Числа», Наталия Таранцова