Основатель галереи V-Bureau и куратор программы коллекционного дизайна A–House Валерия Гордюшева о важных событиях, выставках и коллаборациях, которые сделали 2024-й год особенным.
1. Galerie Yves Gastou на Design Miami.Paris
В рамках ярмарки, проходящей в стенах бывшего дома Карла Лагерфельда Hôtel de Maisons, галерея Yves Gastou совместно с Galerie Desprez-Bréhéret представила коллекцию исторической мебели Жана Туре, созданной мастерами Artisans of Marolles. Эта работа не просто отсылает к традициям ремесленного искусства, но и позволяет посмотреть на брутализм другими глазами. Минималистичная эстетика Туре на фоне барочных интерьеров Hôtel de Maisons нисколько не потерялась, а напротив, показала свою «устойчивость» и вневременной характер. Поэтому награда Best Gallery Presentation от организаторов ярмарки не случайна.
2. Матье Леаннер — лучший
2024-й начался с признания Матье Леаннера дизайнером года по версии Maison&Objet. И с этим сложно не согласиться. Его олимпийский факел для Игр в Париже стал манифестом экологичного дизайна (выполнен из переработанных материалов!), соединившего эстетику простоты и технологические инновации. На зимней выставке Maison&Objet Леаннер представил инсталляцию OUTONOMY, исследующую автономность человека в мире, где природа становится главным партнером дизайнеров. А следом открыл шоу-рум в Нью-Йорке. То, что нам удалось поговорить с Матье в пространстве A–House в рамках паблик-тока и обсудить все итоги года вместе с Олей Божко, — бесценно.
3. Наследие Марии Пергай
Выставка в Demisch Danant как восстановление справедливости и возвращение имени Марии Пергай (Кашницкой) — русской по происхождению звезды французского предметного дизайна. Нью-йоркская галерея Demisch Danant посвятила выставку Precious Strength дизайнеру, которая еще в 1960-е предвосхитила сегодняшнюю любовь к материалам с индустриальным флером вроде нержавеющей стали. Одни из самых интересных объектов Flying Carpet Daybed с его изящной формой и Ring Chair, в котором подружились геометрия и функциональность. Эти работы не только вышли за рамки своего времени, но и создали основу для концептуального подхода к мебели, где каждый предмет помимо утилитарной функции был чем-то большим. Пример оммажа женскому творчеству и несгибаемой силе.
4. Поп-ап PAVONE и возвращение сюрреализма
Поп-ап-проект PAVONE под кураторством Эшли Харрисон (экс-директор Carpenters Wokshop Gallery) стал важной точкой отсчета возвращения тренда на сюрреализм. Вслед за миром искусства, который отметил 100 лет с момента публикации манифеста Андре Бретона, эстафетную палочку перенял мир дизайна. В Maison Rocher, пространстве с богатой историей в районе Маре, Харрисон собрала работы не только дизайнеров, но и художников, подчеркивающих связь времен, стилей и поколений. Так, среди экспонатов можно было увидеть световую инсталляцию Джеймса Таррелла, создающую иллюзию глубины пространства, и часы Children’s Clock от Мартен Басса, созданных на основе 720 рисунков детей.
5. Коллаборации, которые не дают нам скучать
Коллаборация Кристиана Лубутена и Пьера Йовановича в этом году объединила традиции от-кутюр и хороший дизайн. Стулья в «лабутенах» — это и трогательно, и красиво. Каждая из представленных на нью-йоркской ярмарке Frieze моделей была посвящена конкретному образу — от Нефертари, чьи патинированные ножки вдохновлены древнеегипетскими мотивами, до Диты с деталями костюмов Диты фон Тиз. Эти предметы не просто функциональные объекты, а ироничные символы, в которых материалы и технологии работают на раскрытие культурного наследия.