История фотографии с самого ее зарождения и до наших дней тесно переплетена с историей архитектуры. Посредством фотографии архитектура документирует себя, декларирует собственную значимость, делает видимыми свои скрытые формы, а в последнее время даже «выходит из себя» — в пространство современного искусства.

Значение фотографии для бытования архитектуры в современном мире трудно переоценить, она стала наиболее востребованным инструментом профессиональной коммуникации — как внутрицеховой, так и обращенной к широкой публике.

Степан Орлов

Стремительный прогресс, однако, коренным образом поменял устоявшиеся схемы и практики взаимодействия архитектуры и фотографии. Цифровые манипуляции поставили под сомнение ту самую истинность, что придавала фотографическому изображению качество истинного свидетельства, а фотореализм компьютерного рендера сделал его порой неотличимым от профессионального архитектурного фото.

Аня Селезнева
Лена Таганова

Наша выставка — это попытка уйти от устоявшейся парадигмы архитектурной фотографии и выявить ее способность служить инструментом профессиональной рефлексии. Все наши авторы связаны с архитектурой, строительством и дизайном, а их фотографические работы существуют в том же дискурсивном поле, где лежат индивидуальные размышления о пространстве, городе и тех смыслах, что порождает рукотворная среда. Собранные вместе, эти работы сами создают своеобразную машину переосмысления, посредством которой здания и места смотрят сами на себя в зеркале фотографии, а их взгляды пересекаются в пространстве выставки, образуя следующий уровень рефлексии, теперь уже в области частных высказываний и индивидуальных художественных языков.

Алексей Сысоев

Фотография по преимуществу инструментальна и утилитарна. Даже находясь в области искусства, она выступает не в качестве самостоятельного и самодостаточного выразительного средства, а как техника, особенности которой не так важны, по сравнению со стройностью авторской концепции. Если в документальной фотографии рамка снимка — это кавычки, ограничивающие цитату и обозначающие дословную достоверность, то в случае критического применения эти кавычки становятся инструментом деконструкции, расчленяя семантическое единство с целью производства глубинных смыслов.

Даша Герасимова

Архитектура по преимуществу статична. Какова природа этой статики с точки зрения фотографии? Зачарованность Нарцисса, который не может оторвать взгляда от собственной красоты, увиденной в зеркале водной глади, или окаменелость Медузы, пришедшей в ужас от отражения в щите Персея?

Алина Паршикова

Опубликовано в книге «Архитектура 1.0» 07.04.2024.