Новая выставка в Центре «Зотов» о том, как архитектура влияет на чувства человека.

С 12 декабря по 12 января в Центре «Зотов» проходит городской фестиваль «Архитектура для людей», ядром которого стала выставка. Через тотальные инсталляции посредством различных материалов, фактур, конструкций, звука, цвета, запаха, объема и масштаба 10 московских архитектурных бюро представляют свои размышления о чувстве ностальгии, спокойствии, смятении, вдохновении, уюте, удивлении, тревоге, стабильности, озарении и празднике. Участниками проекта стали: Pergaev Bureau, АБ 15 41, STEEL., «Бюро A4», IND architects, MAParchitects, KOSMOS, ASADOV, GAFA, Megabudka. Экспозиционное пространство-лабиринт спланировано так, что можно перемещаться по залам, переходя от одного состояния к другому, наблюдая за собой. Перед каждой инсталляцией есть «место обнуления» или паузы, где можно осознать, проанализировать увиденное и поделиться своими мыслями и ощущениями.

Открытие выставки в Центре «Зотов»

Ностальгия / Pergaev Bureau

Начинается все с памяти и прошлого. Первое пространство лабиринта — тотальная инсталляция, представляющая собой нагромождение множества белых ящиков, где-то пустых, где-то вмещающих разные предметы. Авторы проекта отмечают, что его волнообразная геометрия должна «побуждать приливы воспоминаний, которые могут накрыть с головой, сжимать все внутри щемящим чувством радости или грусти». В закромах разложенных по полочкам мыслей, в коробках, куда иногда помещается вся жизнь, можно найти артефакты прошлого. Архитекторы Pergaev Bureau делятся с аудиторией самым дорогим: бесценными памятными частицами, которые составляют метафорический океан, связывающий нас всех, а также прошлые и будущие поколения.

«Спокойствие». MAParchitects

Спокойствие /  MAParchitects

Спокойствие и равновесие — следующая остановка на пути. Пространство отражает природу воды — самой противоречивой, но в то же время самой умиротворяющей стихии. Здесь вода звучит, отражается и ощущается через поверхность металла, резонанс стен и обволакивающие звуки. Путь ведет по камням, словно лежащим на воде, и приводит к финальной точке — зеркалу, в глубине которого можно увидеть себя. Для архитекторов этот объект — воплощение метафоры: «спокойствие внутри».

Смятение / АБ 15 41

Инсталляция «Смятение» создает сценарий, где осязание и неопределенность становятся основными точками взаимодействия со зрителем. Неровные волнистые коридоры, предназначенные для одного человека, создают ощущение замкнутости и уединения, подталкивают к тактильному взаимодействию с поверхностями. Текстура материала, с одной стороны мягкая и приятная на ощупь, с другой — темная и непроницаемая, служит символом двойственности восприятия, важным для авторов проекта. Это и интересно, потому что для каждого посетителя объект может вызывать у людей различные эмоции и состояния: ощущения защищенности, теплоты, безопасность или, наоборот, чувство тревоги, напряжения или даже страха. Поверхности войлока создают лабиринт, пространство без ясности и определенности. Шумы и движения рядом усиливают ощущение присутствия другого человека, которого можно почувствовать, но не увидеть. Архитекторы приглашают посетителя к рефлексии над собственной уязвимостью и стремятся найти путь в мире, полном неопределенности.

Вдохновение / IND Architects

Вдохновение — особое состояние человека, характеризующееся внезапным подъёмом и приливом творческой энергии, которая возникает извне. Инсталляция архитектурного бюро IND погружает зрителя во взаимодействие света и пространства, сформированного сложной структурой. Темнота, пронизанная мерцанием десятков тысяч светодиодов, иллюстрирует миг яркого творческого озарения. Световая инсталляция расположилась на хаотичной абстрактной структуре из металла, которая является аллюзией на тернистый творческий путь. А ее мерцание и искажение в пространстве вокруг служит аллегорией зарождающегося трепетного чувства вдохновения, которое пробуждается внутри. По задумке архитекторов, сначала она кажется непроходимой чащей, скрывая неочевидный для зрителя маршрут через всю инсталляцию. Отражающая поверхность стен усиливает визуальное воздействие, создавая ощущение бесконечности. 

«Вдохновение». IND Architects

Уют / KOSMOS 

Пространство следующего павильона отсылает к детскому опыту строительства замков, палаток, шалашей и крепостей из всего, что можно найти дома. Обычные матрасы и спальные мешки становятся сводами путевого дворца или шатра кочевника, куда нас приглашают заглянуть авторы проекта. Структура жесткого каркаса контрастирует с мягкостью основного материала и усиливает эмоциональное восприятие объекта. Архитекторы предполагают, что форма шатра будет способствовать возникновению двух отличных друг от друга сценариев у посетителей: можно попробовать затеряться в «складках» и погрузиться в свои мысли при свете ночника или собраться в кругу в центральном пространстве и обменяться впечатлениями. Для удобного размещения на полу разработаны специальные  сидения, которые можно свободно перемещать. «Уют» мыслится сложным многосоставным понятием, включающим ощущение защищенности, заботу, повседневный опыт, детские воспоминания. Для бюро важно то, каким будет будущее: после окончания фестиваля все элементы инсталляции отправятся в благотворительную организацию «Ночлежка» и приюты для животных, чтобы продолжить создавать уют уже там. Конструктивные деревянные части, взятые в аренду, вернутся на стройку. Таким образом, павильон будет проживать две жизни: как временная арт-инсталляция и как часть необходимой инфраструктуры для жизни горожан.

«Уют». KOSMOS

Удивление / STEEL.

Удивление, одна из самых сильных эмоций детства, в объекте бюро STEEL. призвана актуализироваться вновь и напомнить о том, как сильно могут впечатлить уставшего взрослого волшебные миры, придуманные ребенком. В пространстве инсталляции архитекторы не спрашивают зрителя, хочет он этого или нет — детский рисунок, приглашающий к спокойному созерцанию и умилению, резко превращается во что-то другое. Появляется фантастический город, формы и цвета которого, до этого скрытые, начинают светиться в темноте, придавая всему пространству ощущение тайны. Архитекторы говорят о том, что окружающее пространство и архитектура могут быть живыми, меняющимися и удивляющими.

«Удивление». STEEL.

Тревога / Бюро А4

Если бы тревога была пространством, размышляют архитекторы, то это был бы запутанный ландшафт отражений, высоких теней и эха, лабиринт, где каждый поворот ведет к неопределенности. Перед посетителем раскрывается огромное пространство, где типичные границы растворяются среди черных колонн и отражающих поверхностей. Гладкая и отполированная поверхность под ногами отражает непредсказуемость власти тревоги над телом. Тёмные, похожие на башни колонны, которые время от времени вздымаются ввысь имитируют хаотичные мысли, бесконечно блуждающие в голове. Искажения и преломления рождают тревогу, бесконечная пляска колонн сбивают с толку. Тени играют с разумом злые шутки, на мгновение убеждая, что темная колонна – потенциальный выход. Но среди беспокойства могут появляться неожиданные источники света — маленькие проблески надежды и ясности. Архитекторы отмечают, что созданное ими пространство может быть навязчивым или странно знакомым, отражать внутреннюю борьбу, с которой сталкиваются многие. Оно даже может бросить вызов тем, кто оказался в нем, требуя противостоять страхам, ориентироваться в запутанных путях своих мыслей и искать те светлые моменты ясности, которые напоминают о том, что мы не одиноки в этом опыте.

«Тревога». Бюро А4

Стабильность / ASADOV

В своей инсталляции, представляющей гигантский «тетрапилон из табуреток», бюро обращает внимание на то, как повседневный и бесхитростный предмет  — табурет — иллюстрирует суть триады Витрувия, проецируя качества, которыми с самого начала должен обладать любой объект. Так, табурет, выступающий как ключевой конструктивный и смысловой элемент инсталляции, будет передан в дар Московскому Архитектурному институту, обретая новую функцию и новую жизнь в качестве мебели, непосредственно участвующей в процессе воспитания нового поколения архитекторов. Также табурет может рассматриваться и  как один из наиболее прочных предметов мебели, способных  множество раз менять свою функцию, сохраняя устойчивость. Красоту архитекторы бюро видят в способности проявлять новое содержание в повседневном, минимальными средствами придавать новое звучание привычному. 

«Озарение». GAFA

Озарение / GAFA

Как можно выразить стремительность открытия и скорость мысли? Как схватить столь мимолетное состояние открытия чего-то важного и необходимого? Архитекторы бюро GAFA обратились к этимологии слова ЗАРѨ (заря, озарение), что в переводе со старославянского означает свет, нисходящий на человека. И свет, разный по своему представлению, стал метафорой и символом высшего блага, нисходящего с небес (в прямом смысле слова ниспадающим на посетителя), олицетворением истины, знания, любви, духовного пути. Только в условиях темноты он становится осязаем и ощутим, что для архитекторов открывает вопрос вечной дихотомии природы: света и тьмы, жизни и смерти, движения и покоя. Посетитель попадает в пространство инсталляции, подобной пещере или материнскому лону, где тьма трактуется как начало жизни, а свет — будущим, к которому мы все стремимся.

Праздник / Megabudka

Финальная вспышка — ощущение радости от погружения в тотальную оранжевую инсталляцию. Авторы буквально провоцируют праздником: оранжевый цвет (как у спелых мандаринов и апельсинов), шары, из которых буквально вылеплено пространство, телевизор, очевидно показывающий что-то приятное (раз там вкусные мандарины), ванна (когда еще можно себе такое позволить?), ковер, паркет… Нарочитость пространства, сюрреалистичность объектов, буйство цвета, его насыщенность мгновенно переключают, но и поддерживают контакт с реальностью. 

«Праздник». Megabudka

Помимо выставки фестиваль включает культурно-просветительскую программу, события которой будут идти в течение месяца. В будни вечером посетители смогут посмотреть кино, послушать лекции и дискуссии. По выходным запланировано активное взаимодействие с архитектурой: мастер-классы, воркшопы для взрослых и детей, танцевально-пространственный практикум.

По словам кураторов, архитектурного бюро Мegabudka, фестиваль призван привлечь внимание как можно большего числа людей к миру архитектуры, показать ее роль в современном обществе, отразить возможности взаимодействия с пространством и урбанистической средой, а также познакомить посетителей с теми, кто создает мир будущего большого города.

Организаторы: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы и Центр «Зотов» при поддержке девелоперской компании «Донстрой». Главный медиа-партнер — RGB Graphics. 
Идея фестиваля: Сергей Кузнецов.

Экспозиция «Архитектура для людей» расположится на первом этаже Центра «Зотов» по адресу Ходынская улица, 2 стр. 1.
Для посещения необходима регистрация на сайте.